Успех – это путешествие, а не место назначения

Бен Свитланд

+7 (495) 776 35 29

Умеете ли вы читать?

Рубрика: Блог,Статьи

На нашем сайте я часто рассказываю вам о мудрых книгах из области личной эффективности, которые могут изменить вашу жизнь к лучшему. Но в этой связи у меня зародилось некоторое сомнение: А все ли читатели сайта умеют читать книги? Учили ли вас в школе навыкам чтения? Пусть эти сомнения нисколько вас не оскорбляют, потому что подобные же сомнения возникли и у профессуры крупнейших университетов мира в отношении своих студентов – на сайтах большинства западных университетов (в том числе и университетов повышения квалификации) вы найдете статьи и целые разделы, обучающие навыкам чтения!

Книга – кладезь мудрости или кулек семечек?

Для того, чтобы уничтожить цивилизацию,

не обязательно сжигать книги.

Достаточно просто отучить людей читать их.

Рэй Бредбери

Но давайте начнем сначала. Как мы дошли до жизни такой, что взрослых грамотных и образованных людей приходится учить читать? Дело в том, что за последнюю сотню лет радикально поменялось отношение людей к печатному слову. В древности книга была учебником мудрости в прямом и переносном смысле. Как учили иностранные языки? Брали Библию на родном языке и на языке, который хотели выучить, и сопоставляли тексты. В те времена помимо летописей издавалась исключительно духовная и назидательная литература. И именно потому, что книга воспринималась исключительно как учебник жизни, а не развлечение.

Подобное отношение к книге сохранялось вплоть до девятнадцатого века. В США, например, книги самопомощи (как разбогатеть, как улучшить здоровье) продавались в значительно больших количествах, чем художественная литература. Вспомните уроки русской литературы в школе. «Поэт в России – больше, чем поэт», — писал Евгений Евтушенко, конечно же, имея в виду русских писателей 18-го и 19-го века, осознававших ответственность за написанное.

Но в двадцатом веке книга перестала быть учебником, она стала заменителем кулька семечек в дороге или в ожидании приема у зубного врача. Писатели стали писать всякий бред, понимая, что никто не будет воспринимать их слова в серьез. А читатели все чаще перестают читать этот бред и переключаются на компьютерные игры.

И вместе с уважением к печатному слову теряются и навыки грамотного чтения. В 70-е годы прошлого века я училась в одной из лучших школ Москвы. Всю первую неделю обучения в старших классах на уроках истории наш директор обучал нас… навыкам чтения и конспектирования. Он ставил нам оценки за то, как мы составляли конспекты книг! И это – один из самых полезных навыков, вынесенных мною из средней школы.

Но хватит предисловий. Не пора ли нам познакомится с навыками чтения?

Стили чтения

Для того, чтобы хорошо читать,

надо быть творцом.

И, следовательно, существует не только

писательское творчество,

но и читательское творчество.

Ральф Эмерсон

Знаете ли вы, что читать книгу можно по-разному? Стиль чтения зависит от цели, которую вы перед собой ставите, открывая ту или иную книгу. Профессора британского Саутэмптонского университета выделяют следующие стили чтения:

    Стиль: Сканирование

Как: Так же, как вы проглядываете справочники, быстро сканируя текст в поисках ключевых слов или фраз.

Когда: Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы ищите конкретную информацию, точно знаете, что вам нужно.

    Стиль: Снятие сливок

Как: так же, как образованные люди раньше за завтраком просматривали газеты. Они читали первые абзацы статей, просматривая остальную часть статей наискосок, чтобы быстро получить общее впечатление о всей газете и решить, что почитать подробнее впоследствии.

Когда: Этот стиль полезен в двух случаях – а) чтобы просмотреть текст перед прочтением и решить, хотите ли вы его читать, или б) чтобы освежить в памяти ранее прочитанное.

    Стиль: Внимательное чтение

Как: подробное чтение текста с пометками на полях и составлением конспекта.

Когда: когда вы хотите понять и запомнить прочитанное.

Навыки активного чтения

Чтение эквивалентно думанию при помощи

чужой головы вместо своей собственной.

Артур Шопенгауэр

Если первые два стиля допускают пассивное чтение, то в случае внимательного чтения необходимо применять навыки активного чтения. Вот эти навыки:

  • пометки в тексте, если это ваш экземпляр книги : ),
  • конспект,
  • вопросы,
  • пересказ.

Пометки в тексте:

  • подчеркивание,
  • короткие комментарии на полях,
  • использование цветных маркеров для выделения различных смысловых блоков.

Хотите узнать, какие пометки на полях книг делали наши образованные предки? Тогда познакомьтесь в данном приложении с латинскими аббревиатурами, используемыми в качестве комментариев на полях книг. Впрочем, можно использовать символы и знаки препинания (!, ?, V).

Вопросы

Профессора британского Саутэмптонского университета советуют: «прежде, чем читать книгу или учебник, составьте список вопросов, ответы на которые вы хотели бы найти в данном издании». Это поможет вам не отвлекаться на детали, фокусировать внимание на главном содержании книги.

Пересказ

Профессора британского Саутэмптонского университета советуют пересказывать своими словами кому-либо или самим себе основное содержание книги, которую вы хотите запомнить. Пересказывать можно отдельные главы, которые вы только что прочитали. Это будет способствовать не только запоминанию, но и лучшему пониманию прочитанного.

Конспект

Конспект – это главный, ключевой инструмент активного чтения. Если вы читаете серьезную книгу, даже художественную, обязательно конспектируйте ее в процессе чтения. Иначе вы выбросите время чтения на ветер. Все спутается в голове и забудется очень быстро!

Конспект можно составлять на любом мобильном или карманном компьютере, лежа на диване с книгой. Доведите конспектирование прочитанного до автоматической привычки! И вы увидите, насколько это облегчит понимание книги и поможет вам в любой момент восстанавливать в памяти прочитанное без потери смысла.

Как конспектировать книгу?

1.Обязательно запишите полное название и полное имя автора книги. По желанию, можно указать год издания.

2.Основой конспекта является иерархическая нумерация (1, 1.1, 1.1.1., 2…, см. пример конспекта). Записывайте содержание книги с ее использованием. Внимание! Ваша нумерация не обязательно должна совпадать с оглавлением книги. Вы можете выбрасывать из конспекта несущественную для вас информацию и более подробно записывать то, что вас более всего интересует.

Например, в главе 7 автор рассказывает о том, как ему в голову пришла идея книги, когда он с семьей отдыхал в Турции. В вашем конспекте вы можете полностью игнорировать эту главу, ведь цель конспекта – запомнить то, что вам хочется запомнить. А в главе 8 он дает три совета, как похудеть. Эта информация очень важна для вас, и поэтому вы можете присвоить каждому совету отдельный номер в иерархии первого уровня.

3.Конспект может сочетать:

  • названия глав,
  • ваш краткий пересказ основных мыслей,
  • ключевые слова, которые могут вызывать в памяти ассоциации,
  • дословные цитаты из текста.

Ищите гармоничный баланс этих элементов.

4.Оживите конспект графическими элементами – выделением разными цветами, стрелками, показывающими логическую связь разных частей книги, рамками и фигурными скобками. Ниже — пример из книги Л.Ф.Штернберга:

5.Включайте в конспект свои мысли, вопросы и замечания к тексту.

Образец конспекта (конспект данной статьи) – здесь.

Методика активного чтения «SQ3R»

Фрэнсис Робинсон (Francis Robinson) в далеком 1946-м году разработал простую и эффективную методику активного чтения, которая до сегодняшнего для является ключевой методикой чтения, рекомендуемой в западных университетах.

Она включает пять последовательных операций с текстом:

  • survey – изучи текст, получи общее впечатление, прочитай заголовок, вступление, пролистай его,
  • question – сформулируй вопросы к тексту, определи, какую информацию ты ожидаешь получить,
  • read – прочти первую главу текста, ищи ответы на поставленные вопросы, формулируй новые вопросы в процессе чтения,
  • recall – воспроизведи в памяти первую главу текста, перескажи; если что-то забылось или не понятно, вернись к тексту,
  • review – сделай критический обзор прочитанного, убедись, что ты помнишь все ответы на свои вопросы, составь конспект главы.

Компьютерная игра или чтение?

Это замечательно, если человек умеет читать,

но очень опасно, если он умеет читать,

но не умеет понимать прочитанное.

Майк Тайсон

Профессора британского Саутэмптонского университета утверждают: «Если вы читаете с целью чему-то научиться, вам следует полностью отдаваться процессу чтения. Вы просто потеряете время, если будете читать книги пассивно, так, как вы обычно читаете детектив на отдыхе». И действительно, зачем убивать время на бессмысленное пассивное чтение, не лучше ли поиграть в интересную игру?

Но если вы готовы относиться к мудрым книгам так, как к ним относились наши предки (с уважением, как к источнику полезных знаний), то и читайте их так, как читали книги наши предки – активно, стараясь вникнуть в суть книги и надолго сохранить в памяти полученную мудрость.

Бесплатная подписка по e-mail

«Умеете ли вы читать?» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.