Любой успех не окончателен, а неудача не фатальна: единственное, что имеет значение, — это мужество двигаться дальше

Уинстон Черчилль

+7 (495) 776 35 29

Транзакционный анализ игр Эрика Берна

Рубрика: Блог,Статьи

«Перестань вести себя как маленький ребенок!», «Что ты меня поучаешь, ты мне не отец». Как часто мы слышим и сами произносим подобные фразы! Почему, обращаясь к человеку с простым вопросом, мы порой получаем от него неадекватную реакцию обиженного ребенка или ворчливого старика? Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди» старается найти объяснение этому феномену.

Структурный анализ игр

«Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое», — пишет Берн.

Что же это за три состояния Я?

ta03«1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку»».

Иными словами, мы не всегда думаем, чувствуем и ведем себя как взрослые люди, мы не всегда логичны и беспристрастны. В общении с другими людьми мы склонны скатываться то на позицию Ребенка, то на позицию Родителя. Но ведь люди, с которыми мы общаемся, делают то же самое.

Анализ взаимоотношений людей, находящихся в различных состояниях Я, Эрик Берн называет транзакционным анализом игр.

ta04Транзакционный анализ

Но сначала – немного терминологии.

«Мы называем трансакцией единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что– то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией.

В наиболее простых трансакциях и стимул, и реакция исходят от Взрослого. Например, хирург, оценив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку медсестре. Правильно истолковав этот жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким движением, какого от нее ждут».

Ниже приведено схематическое изображение такой транзакции.

ta01

Конечно же, такие простые транзакции не требуют особого анализа. Так зачем разводить такую сложную теорию на, казалось бы, простом вопросе?

Зачем нужен транзакционный анализ?

«Цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию» — пишет Берн.

Но зачем нам нужно это знать? Дело в том, что не всякое общение проходит так же логично и предсказуемо, как в приведенном выше примере с врачом и медсестрой. Бывает так, что невинный, на первый взгляд, транзакционный стимул вызывает совершенно неадекватную транзакционную реакцию. Берн называет неадекватную реакцию пересекающейся транзакцией.  В таких случаях транзакционный анализ объясняет, откуда взялся «неадекват» и что с ним делать.

Поясню на примере, который приводит Берн в своей книге.

ta02«На схеме справа представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы (пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции доставляет наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил название классической реакции переноса). Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый – Взрослый, например: «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» или «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции Взрослый – Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Давай попробуем понять. Мне и самому этого хочется». А во втором: «Запонки лежат на столе».

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например в первом случае» «Ты как мой отец все время меня критикуешь», – а во втором «Вечно я у тебя во всем виновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок – Родитель, и, как видно из схемы, векторы трансакций пересекаются».

То есть, «неадекватная реакция» собеседника вызвана тем, что он скатился с позиции Взрослого в позицию Ребенка или Родителя, несмотря на то, что собеседник обращался к нему с позиции Взрослого.

Однако, транзакционный стимул может исходить от человека, который изначально находится в позиции Ребенка или Родителя. Тем самым, он провоцирует нас занять, соответственно, позицию Родителя или Ребенка, выбивает нас из разумной взвешенной позиции Взрослого.

Мощный инструмент влияния и манипуляции

Например, женщина обращается к своему любовнику «папочка», провоцируя его на родительское поведение (потакание капризам, покупку подарков и т.д.). Не менее часто один из супругов занимает позицию Родителя («По сути, ты еще такой/такая ребенок!», «Малыш, посмотри, что я тебе купил/а»), тем самым провоцируя другого супруга подсознательно занять позицию ребенка и слушаться родителя.

Да, понимание состояний Я и подталкивание людей в то или иное состояние, позволяет ими эффективно манипулировать. Вот пример такой  манипуляции из книги Берна:

«Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых угловых трансакциях, в которых участвуют три состояния Я. Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить:

ta05«Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку».

Транзакционный анализ – мощный инструмент влияния на людей. Знание и понимание состояния Я, в котором находитесь вы и окружающие вас люди позволит вам:

  • понять причину «неадекватной реакции» собеседника,
  • пресечь манипуляцию вашим поведением и решениями, которые вы принимаете,
  • эффективно влиять на других людей.

Удачи вам в освоении транзакционного анализа!

 

Бесплатная подписка по e-mail

«Транзакционный анализ игр Эрика Берна» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.