Успех – это путешествие, а не место назначения

Бен Свитланд

+7 (495) 776 35 29

SMART – инструмент постановки задачи

SMART – это один из самых популярных инструментов личной и управленческой эффективности, незаменимый для постановки задач. Трудно найти человека, который бы о нем не слышал. Поэтому он заслуживает того, чтобы поговорить о нем подробнее.

Когда Алиса из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрола заблудилась в лесу, гусеница спросил Алису, куда она хочет выйти. Алиса сказала, что ей все равно. На что тот очень резонно заметил, что тогда ей также все равно, куда идти. Пока вы четко не сформулируете для себя, чего вы хотите добиться, вы вряд ли чего-то добьетесь. Четко и грамотно поставленную цель достичь намного легче, чем неясную и размытую. Для четкой постановки цели существует, наверное, самый известный управленческий инструмент – модель SMART.

Впервые этот акроним был озвучен в 1981 году Джорджем Дораном, который и создал этот инструмент постановки задач. Для тех, кто не слышал об этом замечательном инструменте, поясню. Согласно модели SMART, любая цель, чтобы ее было проще или даже вообще возможно реализовать, должна отвечать пяти параметрам, зашифрованным в акрониме SMART. А вот что в этом акрониме зашифровано – это совсем не однозначный вопрос. За тридцать шесть лет существования модели было создано с десяток ее вариаций, даже добавлялись дополнительные буквы (SMAART, SMARTER). Ниже в таблице приведена оригинальная дорановская расшифровка букв акронима и более поздние вариации.

Цель должна быть:

SMART Оригинальная модель Иные варианты

S

Specific — конкретной Significant (значимой), Stretching (сложной), Simple (простой)

M

Measurable — измеримой Meaningful (осмысленной), Motivational (мотивирующей), Manageable (управляемой)

A

Attainable — достижимой Appropriate (уместной), Achievable (достижимой), Agreed (согласованной), Assignable (приемлемой для делегирования), Ambitious (амбициозной), Attractive (привлекательной), Action-oriented (ориентированной на действия)

R

Relevant — уместной Realistic (реалистичной), Resourced (с ресурсами для выполнения), Resonant (значимой), Rewarding (обещающей вознаграждение)

T

Time bound – ограниченной по времени Time-oriented (ориентированной на время), Time framed (с расписанием), Timed (расписанной по времени), Time-based, Timeboxed (с использованием инструмента «Коробочки времени», см. рассылку №18), Timely (своевременной), Timetabled ( с графиком выполнения), Time limited (ограниченной по времени), Trackable (отслеживаемой), Tangible (материальной)

Но как бы ни расшифровывался легендарный акроним, он все равно остается эффективным инструментом целеполагания, потому что заставляет нас анализировать, критически оценивать поставленную цель, уточнять, конкретизировать ее. Работа с этой моделью заставляет нас не только четко сформулировать задачу, но и «зашить» в ее формулировку механизм ее реализации. В этом и заключается секрет успеха модели.

При этом, данный инструмент в равной степени полезен и для постановки производственных задач и для выработки личных целей, и для постановки задач подчиненным, и для прояснения собственных задач и целей.

Давайте более подробно остановимся на каждом из критериев грамотно поставленной цели оригинальной дорановской модели.

S. Конкретность. Чтобы прояснить смысл первой буквы модели позднее был придуман еще один акроним «5W»:

  • What (что?): Что я хочу достичь?
  • Why (почему?): Зачем мне и/или компании это нужно?
  • Who (кто?): Кто будет участвовать в достижении цели?
  • Where (где?): Где лучше всего выполнять задачу?
  • Which (который?): Какие требования и ограничения существуют для выполнения задачи?

M. Измеримость означает подбор критериев оценки успеха: в рублях, штуках, удавах, попугаях – как вам удобнее.

А. Достижимость – не значит «синица в руках», скорее, вера в достижимость цели, анализ ресурсов ее достижения.

R. Уместность цели означает ее совместимость со стратегией компании или личными ценностями человека, с другими целями и задачами.

Т. Ограниченность по времени предполагает наличие срока реализации цели, графика этапов ее реализации.

 

Вот один из самых распространенных на сегодняшний день вариантов расшифровки акронима:

  • S- specific – конкретная, то есть четко описывающая, что нужно сделать и зачем,
  • M- measurable – измеряемая, для того, чтобы можно было точно оценить степень выполнения задания.
  • A- agreed – согласованная и принятая к исполнению всеми заинтересованными сторонами,
  • R- realistic – достижимая, реалистичная,
  • T- time bound – с привязкой по времени, то есть к какому сроку или к каким промежуточным срокам задание надо выполнить.

Давайте на конкретном примере посмотрим, как пользоваться этой моделью.

Пример: Анна недавно начала работать в отделе оптовых продаж крупной российской компании. И вот, огромная удача, ее клиент сделал крупный заказ. Анна посмотрела по компьютеру наличие товара – в притык, но хватает. Согласовала продажу с начальником и назначила отгрузку на следующее утро. Но утром ей позвонил разъяренный клиент – его машина приехала на склад, а товара в нужном объеме там не оказалось. Анна стала разбираться и выяснила, что вчера вечером Дима, менеджер по продажам, сидящий напротив нее в офисе, отгрузил большую партию этого самого товара. Этого конфликта легко можно было бы избежать, если бы Аня проверила свою задачу в связи с этой сделкой по модели SMART. S – получить детальный заказ от клиента, M – определить, что и когда он должен получить на складе, A – согласовать отгрузку не только с начальником, но со всеми заинтересованными сторонами. Можно было позвонить на склад и узнать, не планируются ли отгрузки крупных партий нужного товара до утра или спросить об этом у других менеджеров. R – это уточнило бы реалистичность выполнения заказа. T – конкретизировав все вышеизложенное, можно было бы уже поставить четкие временные рамки выполнения заказа.

Задание: Остап Бендер узнал от Ипполита Матвеевича о сокровищах, спрятанных в одном из двенадцати стульев. Если бы Остап окончил курсы эффективных менеджеров, то он первым делом прописал бы себе задачу по поиску сокровищ по модели SMART. Сделайте это за него.

Пользуйтесь этим замечательным инструментом, подбирайте наиболее уместную для вас расшифровку акронима. Удачи!

Бесплатная подписка по e-mail

«SMART – инструмент постановки задачи» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.