Всегда помните, что ваша уверенность в успехе более важна, чем что-либо иное

Авраам Линкольн

+7 (495) 776 35 29

Шесть сигм – от метода статистического анализа к стратегии управления бизнесом

Рубрика: Блог,СтатьиТемы:

В этом году мы поздравляем еще одного юбиляра, которому исполнилось четверть века — управленческую модель «Six Sigma». Эта модель уникальна тем, что о ней очень многие слышали, но очень немногие понимают, что же это такое. В англоязычном интернете на этот запрос «выскакивают» 6,5 миллионов результатов, но спросите любого западного управленца, что такое «Six Sigma», и он, скорее всего, скажет: «Ну, это такая глобальная система улучшения качества всего в компании». Давайте разберемся, кого же мы поздравляем сегодня с юбилеем и странной мировой славой.

Я думаю, что расплывчатость понимания «Six Sigma» связана с тем, что эта модель постоянно росла и трансформировалась и к настоящему моменту очень далеко ушла от своей первоначальной концепции.

В 1986 году «Six Sigma» была разработана в компании Motorola как статистический метод уменьшения брака в высокотехнологичном производстве электронной продукции. Однако эта модель вскоре зажила самостоятельной жизнью, стала расширяться. Сначала она стала инструментом минимизации брака в любых процессах, затем – инструментом повышения качества и эффективности работы всех структур любой компании, не обязательно компании-производителя. В настоящий момент адептами «Six Sigma» являются такие международные корпорации, как Microsoft, Xerox, Sony, Boeing. Она с равным успехом используется как в коммерческих, так и в государственных компаниях – таких как армия и ВВС США. «Six Sigma» из управленческой модели выросла в стратегию управления бизнесом.

Так что же такое «Six Sigma»?

Корпоративная шутка про «Six Sigma»: «Одна компания, рекламируя свою продукцию, подчеркивала, что она работает по принципам «Six Sigma». Она получила заказ от клиента на тысячу деталей с припиской «в заказе должно быть не более двух бракованных деталей». Компания выполнила заказ в срок, к контейнеру с тысячью исправных деталей прилагалась маленькая посылка. Клиент позвонил поставщику и спросил: «А что в посылке?». Поставщик ответил: «Ваши две неисправные детали»».

Вот определение «Six Sigma», которое мне кажется наиболее понятным: «Сигма – это символ квадратичного отклонения, единица измерения девиации образца от средних показателей статистического распределения. Каждая сигма, на которую вы отклоняетесь от среднего показателя, делает отклонение все менее и менее вероятным. При шести сигмах вероятность равняется 3,5/миллион. Но это – статистическая сторона «Six Sigma». Основная часть работы  в проекте «Six Sigma» придется на определение причин брака в работе, измерений отклонения от нормы и серии других мер, ведущих к повышению качества работы. Фактически, «Six Sigma» стала названием стиля руководства, ключевым приоритетом которого является удовлетворение потребностей клиентов»[1].

Тремя ключевыми элементами этой модели являются:

  • Удовлетворение потребностей клиента. Многие компании лишь декларируют интерес к потребностям клиентов, но ничего не делают для изучения этих потребностей. Для реализации этой функции необходимы инструменты изучения и анализа спроса.
  • Определение процессов и методик и метрических единиц измерения этих процессов. Данный элемент включает отработку сбора и анализа данных, постановку задач и многое другое.
  • Тим-билдинг, работа с персоналом. Вовлечение сотрудников в процесс повышения эффективности, предоставление сотрудникам возможностей для самореализации в этой области, их мотивация.

Как видите, это уже далеко не статистический анализ девиаций!

Для того, чтобы обсуждение этой модели не было информационно-теоретическим, а принесло вам какую-то пользу, далее я остановлюсь всего лишь на двух аспектах «Six Sigma». Я опишу ее ключевую методологию и расскажу, как принципы этой модели могут помочь вам в вашей повседневной работе.

Ключевая методология сформулирована в акрониме DMAIC. Она может быть применима к любой работе, которую вы делаете.

  • Define opportunities – Определите возможности.
  • Measure performance – Измерьте выполнение работы.
  • Analyze opportunity – Проанализируйте  возможности.
  • Improve performance – Улучшите выполнение работы.
  • Control performance – Контролируйте выполнение работы.

«Six Sigma» — это стратегия управления бизнесом, которая в основном используется крупными корпорациями. Но и для малого бизнеса в этой стратегии можно найти полезные инструменты. Вот несколько уроков, которые любой может извлечь из изучения этой модели:

  • Анализируйте отклонения от стандарта в товарах и услугах, которые вы производите. Постарайтесь определить грань, за которой безвредное отклонение превращается в брак в глазах клиентов.
  • Научитесь пользоваться базовыми инструментами статистики. Научитесь отличать средне-арифметическое значение от медианого значения, как минимум. Например, средняя зарплата (средне-арифметическое значение) в разы и разы отличается от зарплаты среднего человека (медианы), то есть той зарплаты, которую получает наибольшее число жителей страны. Посадка в тюрьму пары олигархов может заметно изменить среднюю зарплату, но никак не скажется на медианной зарплате. Или, ближе к бизнесу, если вы хотите определить, какое количество продукции (развесных помидоров, например) покупает средний покупатель, не стоит делить общее число проданной продукции на число покупателей.

Если вы руководитель:

  • Обучите своих сотрудников статистически корректным методикам сбора информации.
  • Поручите отдельным сотрудникам ответственность за отдельные участки контроля качества. Вам не обязательно использовать боевую терминологию «Six Sigma» (черные пояса, зеленые пояса), но в случае брака в работе полезно иметь четкую систему анализа сбоя.
  • Обязательно информируйте своих сотрудников о методологии и результатах проверки качества работы. Устраивайте ежемесячные «разборы полетов».

Удачи!


Бесплатная подписка по e-mail

«Шесть сигм – от метода статистического анализа к стратегии управления бизнесом» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.