Карабкаясь по лестнице успеха, убедитесь, что она прислонена к нужному зданию

Джексон Браун

+7 (495) 776 35 29

Секреты успеха – «дающие»

Рубрика: Блог,Статьи

В предыдущей статье мы с вами начали читать книгу психолога Адама Гранта «Брать или отдавать». Адам Грант, изучая примеры успеха в современном западном бизнесе, вывел интересную закономерность – на самом верху пирамиды успеха в большинстве случаев оказываются «дающие». За счет чего эти люди добиваются большого долгосрочного успеха?

Предвзятость в отношении ответственности

spouseДавайте начнем разбираться в секретах успеха дающих с эксперимента, проведенного канадскими психологами. Они провели опрос среди супружеских пар, предлагая каждому из супругов оценить его вклад в семейное благополучие в процентах. Если бы супруги оценивали свой вклад объективно, то сумма ответов обоих супругов должна была бы равняться 100%. Однако эксперимент показал, что средняя сумма ответов супружеских пар значительно превышала 100%.

«Супруги склонны переоценивать свой вклад. Этот феномен известен под названием «предвзятость в отношении ответственности»: каждая сторона преувеличивает свой вклад в сравнении с вкладом другой стороны. Такой ошибке особенно подвержены берущие, а обусловлена она стремлением к положительной самооценке.

Однако здесь есть один фактор — весомый и, скажем так, оправдывающий. Это разница в объеме информации. Мы располагаем большей информацией о собственном вкладе в общее дело, чем о вкладе партнеров. Все наши усилия — у нас перед глазами, но в то же время мы видим лишь часть того, что делают наши партнеры. Действительно, при опросе супругов каждого из них просили назвать какие-то конкретные вклады в общее дело. В среднем люди приводили перечень из одиннадцати пунктов относительно того, что делали они сами, а на вклад супруга (супруги) приходилось всего восемь пунктов», — пишет Адам Грант.

 

Урок Симпсонов

Какое отношение это имеет к успеху дающих?

simpsons1152Великие дающие интуитивно или сознательно принимают во внимание  феномен «предвзятости в отношении ответственности». Они не фокусируют внимание на собственном вкладе, для них важен общий результат всей команды, к которой они принадлежат или которую они возглавляют.

В доказательство этой мысли Грант приводит пример Джорджа Мейера, «отца» Симпсонов.

«Симпсоны обогатили английский язык несколькими новыми словами… Однако первое место в списке заняло словечко «ме», выражающее полнейшее безразличие. «Ме» (meh) уже успело попасть в несколько словарей — от словаря Макмиллан до «Английского словаря Коллинза».

Джордж Мейер был застигнут врасплох, когда один из сценаристов «Симпсонов» поделился с ним воспоминанием о серии, в которой это слово появилось впервые. Мейер вспоминал: «Он сказал, что я работал над той серией и придумал слово “ме”. Но я такого не помнил». Когда он спросил Тима Лонга, оказалось, что тот совершенно уверен, что это сделал Джордж Мейер. «Я думаю, что слово придумал он. “Ме” теперь у всех на слуху, никто даже не помнит, что оно впервые появилось в “Симпсонах”». В конечном счете, разговоры с авторами подстегнули память Мейера: «Да, я старался придумать слово, которое можно произнести без малейших усилий — просто разжать губы и выпустить воздух».

Почему Мейер не помнил о своем авторстве? Как и подобает истинному дающему, он был в тот момент нацелен на достижение общего результата, который бы рассмешил зрителей, а не на утверждение собственной роли в этом. Он предлагал варианты реплик, шуток и слов, чтобы другие их обрабатывали и вставляли в свои сценарии. Внимание Мейера было сосредоточено на улучшении общего качества текста, а не на личной ответственности за него. Мейер говорил: «Все это очень похоже на передачу в баскетболе. Если кто-нибудь скажет: “Джордж, так это же твое!” — то я в ответ лишь недоуменно пожму плечами, — говорит Мейер. — Я никогда не старался запомнить, что именно делал я, и никогда не утверждал: “Это сделал я”, а всегда говорил: “Это сделали мы”. Думаю, что то была хорошая привычка».

Получается, что для дающих, добивающихся большого успеха, важна победа, а не их личный вклад в эту победу. Таким образом, они способны воодушевить и мотивировать других людей на максимальную отдачу ради этой общей победы. И за счет этого они, собственно, и побеждают.

 

И на работе, и дома

Simpsons-wallpaperЭто возвращает нас к канадскому эксперименту, с которого мы и начали разговор. Семьи, в которых один или оба супруга сосредоточены на личном вкладе, все время «пилят» вторую половину «Я тружусь на благо семьи, а ты…», такие семьи неизбежно распадаются или живут несчастливо. Счастливы те семьи, где супруги стремятся давать, а не брать.

Как видите, как говорил Стивен Кови, одни и те же инструменты успеха работают и в бизнесе, и в личной жизни.

Хотите добиться большого успеха? Думайте о результате, а не о своем вкладе в его достижение.

Бесплатная подписка по e-mail

«Секреты успеха – «дающие»» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.