Любой успех не окончателен, а неудача не фатальна: единственное, что имеет значение, — это мужество двигаться дальше

Уинстон Черчилль

+7 (495) 776 35 29

Самоконтроль, или большие последствия маленькой зефирки

Рубрика: Блог,Статьи

Самоконтроль – это то, что отличает нас от наших древних предков и животных. Вместо того, чтобы импульсивно реагировать на раздражители, мы в состоянии планировать свое будущее, оценивать альтернативы и не совершать поступки, о которых могли бы пожалеть впоследствии… Ну, или, по крайней мере, некоторые из нас иногда могут это делать : ) А если не получается, то что тогда? Давайте разберемся, какая польза может быть от контролирования своих импульсивных реакций, и можно ли этот контроль в себе воспитать.

Самое известное научное доказательство пользы контроля над своими иррациональными импульсами – это знаменитое «зефирное исследование» Уолтера Мисчела 1960-80гг. Изначально, в 60-е годы двадцатого века, его исследование было направлено просто на изучение поведенческих реакций маленьких детей. Он предлагал дошкольникам выбор: скушать одну зефирку сразу или потерпеть 15 минут и за это получить вторую зефирку. Некоторые дети могли вытерпеть весь срок, кто-то — несколько минут, а некоторые — не выдерживали и 30 секунд и съедали сладость, не дождавшись удвоения порции. К счастью, в этом исследовании принимали участие две дочери Мисчела. «К счастью» потому, что иначе бы великого открытия не случилось. Много лет спустя в 1981 году как-то за обедом у Мисчела с дочерьми завязался разговор о том, что сталось с участниками того старого эксперимента. Слово за слово, и ученый стал замечать связь между поведением детей во время эксперимента и последующими событиями в их жизни. Он понял, что этот вопрос достоин серьезного исследования, и разослал опросники родителям и учителям всех 653-х детей, принимавших участие в первоначальном эксперименте. В результате нового исследования Мисчел обнаружил однозначную корреляцию между способностью к самоконтролю в раннем возрасте и последующими успехами в учебе, взаимоотношениями в коллективе, способностью решать сложные задачи, поведенческими проблемами. В школах США есть тест вроде нашего ЕГ. Так вот, средние результаты тестирования тех детей, которые смогли вытерпеть, не съев зефирку, 15 минут, были на 110 очков выше показателей тех, которые протерпели всего 30 секунд.

Так что же, если тебе от природы не было дано умение контролировать импульсивные желания, ты обречен на поражение в жизни? Нет, не обязательно. Следующий пример доказывает, что самоконтролю можно и нужно обучаться.

Исповедь наркомана-психолога

Ади Джаффе, профессиональный психолог, дает совет, как контролировать свою импульсивность не на основании теоретических исследований, а на основании своего личного опыта. В юности он страдал алкогольной и наркотической зависимостью, часто попадал в реабилитационные клиники. Но в какой-то момент он понял, что докатился до самого дна и начал анализировать свое поведение. «Что я не мог знать тогда, не посвятив еще десять лет изучению психологии, так это то, что я был классическим примером ребенка с ослабленным самоконтролем (из тех, что не могли вытерпеть и 30 секунд, не съев зефирку – И.Т.). У большинства людей есть природный фильтр импульсов, проходящих через мозг. Если «нормальные» люди испытывают импульс сделать то, что не надо делать (например, перебежать дорогу на красный свет), у них включается механизм самоконтроля. Все это происходит на подсознательном уровне, и человек даже не замечает, что он отфильтровал опасный импульс. Для меня же такой контроль требует сознательного усилия. Меня просто не научили сознательно контролировать мои импульсы». Как же Ади Джаффе сумел преодолеть свой природный недостаток? «Однажды я говорил с отцом из очередной реабилитационной клиники и врал ему, доказывая, что не был виноват в том, что лечение не сработало. Отец меня спросил: «Ты опять сорвал лечение. Что ты хочешь, чтобы я сделал?». И тут до меня дошло. До этого вся моя жизнь была одной большой импульсивной реакцией на других людей. Однако моя жизнь не является зоной чьей-то ответственности. Я сказал отцу, что сам решу созданные мною проблемы. Я взял ответственность за свою жизнь в свои руки».

Задумайтесь, как бы вы прошли «зефирный тест» в раннем детстве.  Если вы подозреваете, что могли показать не лучшие результаты, особенно внимательно отнеситесь к советам, приведенным ниже.

Манипуляция окружающей средой

Исследования профессора Скиннера показали, что упростить или усложнить контроль импульсивности может манипуляция окружающей средой. Например, вы, наверняка замечали, что если вокруг вас все орут и ругаются, вам сложнее сдерживать свои эмоции. Так окружающая среда влияет на нас. Но обстоятельствами можно манипулировать. И эти манипуляции включают также и манипуляции вашим собственным телом. Например, когда вы закрываете рот рукой, вам проще промолчать. Или, если спрятать конфеты далеко в шкаф, проще удержаться и не съесть их. Используйте окружающую обстановку и свое тело для обуздания импульсивных реакций: уберите раздражитель или выйдите из помещения, а если это не возможно, засуньте руки в карманы, отвернитесь, примите закрытую позу. Вообще, любое отвлечение, по мнению Скиннера, является эффективным средством увеличения терпеливости. Например, компьютерная игра на телефоне в ожидании чего-либо.

Внутренний голос – инструмент самоконтроля?

Психологи Таллетт и Инзлихт из Торонтского университета решили подвергнуть научным исследованиям внутренний голос человека. За основу они взяли классическое психологическое испытание «Делай/не делай». Испытуемые должны были нажимать на кнопку, если на экране компьютера загорался желтый квадрат, и не нажимать, если загорался красный. Желтый квадрат загорался в два раза чаще красного, поэтому у испытуемых формировался рефлекс, и они иногда ошибались и нажимали кнопку при виде красного квадрата. Во второй части эксперимента испытуемым предлагалось то же испытание, но они должны были громко говорить «компьютер», когда на экране загорался любой квадрат. В момент принятия решения испытуемые сосредотачивали внимание на слове «компьютер» и тем самым заглушали свой внутренний голос. Во втором эксперименте все испытуемые ошибались гораздо чаще, чем в первом. Таллет и Инзлихт сделали из этого эксперимента вывод, что внутренний голос способствует контролю импульсивных реакций.

Самоконтроль – повторение не мать учения

Исследования Роя Баумайстера показали, что способность контролировать свои импульсы снижается по мере ее использования. Существует некий предельный ресурс самоконтроля, который требует отдыха и восстановления. В процессе исследования было проведено более ста экспериментов, но во всех случаях испытуемые меньше контролировали себя во второй раз по сравнению с первым испытанием. Поэтому бесполезно тренировать в себе это качество, специально попадая в провоцирующие ситуации. Контролировать свою импульсивность лучше всего, избегая провоцирующие ситуации, а не преднамеренно ввязываясь в них.

Физиологическая составляющая

Существует и физиологический фактор, влияющий на уровень самоконтроля. Это – уровень глюкозы в крови и способность организма поставлять глюкозу в мозг. Особенно заметно влияние уровня глюкозы проявляется в новых непривычных для человека ситуациях.

Самоконтроль – важный инструмент достижения успеха в жизни. Кому-то он дается от рождения, кому-то приходится его растить и воспитывать. Но каждый человек в состоянии контролировать вредные природные импульсы, тем самым подтверждая гордое звание «человека разумного».

Бесплатная подписка по e-mail

«Самоконтроль, или большие последствия маленькой зефирки» — всего один комментарий

  • Самое страшное — манипуляция другими людьми. Даже не подозревая, можно попасть в неприятную ситуацию…

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.