Любой успех не окончателен, а неудача не фатальна: единственное, что имеет значение, — это мужество двигаться дальше

Уинстон Черчилль

+7 (495) 776 35 29

Мымра, или как давать негативную обратную связь

Как часто, когда вы хотите сообщить собеседнику неприятную правду, вы поступаете так же, как Новосельцев из «Служебного романа» Рязанова? Я имею в виду тот эпизод, когда он на вечеринке высказал своей начальнице все, что он о ней думает. А мы обычно оказываемся в еще более сложном положении, чем Новосельцев. Ему не обязательно было открывать своей начальнице глаза на  отношение к ней ее подчиненных, а нам в процессе работы приходится в обязательном порядке давать негативную обратную связь сослуживцам, начальству, подчиненным. Ведь если по чьей-то вине допущена серьезная ошибка, упущено время, растрачены средства, об этом нельзя молчать, иначе ошибка может повториться.

Но как сделать замечание человеку, не став его врагом?! Ниже приведены правила, которые стоит соблюдать, давая негативную обратную связь.

Держите свои эмоции под контролем

Именно это правило и нарушил в упомянутом выше эпизоде Новосельцев. Он потерял контроль над собой и поэтому наговорил много лишнего. Нельзя критиковать другого человека, когда нас захлестывают эмоции. Иначе мы обязательно скажем то, о чем позже будем жалеть.

Останьтесь наедине с человеком, которому вы хотите сделать замечание

Позитивную обратную связь (похвалу) следует давать публично, в присутствии как можно большего количества людей. А вот негативная обратная связь (критика) может быть услышана вашим собеседником только в приватной беседе. Если у вас обоих нет отдельных кабинетов, попросите своего собеседника выйти с вами на лестницу или сходить в кафе выпить чашку кофе. Нельзя давать обратную связь, если кто-то может услышать вашу критику.

Говорите о действиях критикуемого, а не о его личных качествах

«Мымра» – это оценка личных качеств человека, а вот «отсутствие интереса к подчиненным как к людям» – это критика действий.

Не делайте обобщений, приводите конкретный пример

Обвинение «Для вас люди вообще ничто, просто винтики в механизме» обидно, потому что не конкретно и бездоказательно. Фраза «Вы даже не замечаете, что ваша секретарша Верочка недавно развелась с мужем и страдает из-за этого» более аргументирована и заставляет задуматься «Ведь это действительно так!». Давать обратную связь следует на конкретных примерах.

Критика должна быть своевременной

Не ждите подходящего момента – он никогда не наступит. Давайте негативную обратную связь по свежим следам. Иначе вы просто будете копить обиду, а провинившийся не будет понимать причину вашего поведения. При этом ошибка может в любую минуту повториться и ситуация ухудшиться.

Подчеркните вашу веру в способности критикуемого

Обязательно скажите собеседнику, что вы уверены, что он может исправить и/или не допускать в будущем подобных ошибок.

Не болтайте без передыху

В неловкой ситуации, особенно когда мы сделали замечание другому человеку, нам очень трудно остановить поток слов, потому что мы боимся паузы, которая наступит. Обязательно остановитесь и дайте выговориться критикуемому. Только так вы сможете достичь взаимного понимания. Давать обратную связь надо в форме диалога, а не монолога.

Определите позитивные шаги

Критика без плана действий разрушительна. Обязательно обсудите с критикуемым пути преодоления возникшей ситуации. Предложите какие-либо шаги сами и выслушайте предложения критикуемого. Договоритесь о временных рамках: времени начала и завершения таких действий

Если у вас есть чувство юмора, воспользуйтесь им

Удачная шутка снимет напряжение и облегчит выход из такого разговора. Хороший экспромт всегда тщательно продумывается заранее. Поэтому подумайте, какой шуткой вы могли бы завершить разговор с критикуемым.

Выкиньте это все из головы

После того, как вы закончили давать негативную обратную связь, про инцидент надо забыть. Повторный упрек разрушит отношения и затруднит последующую критику.

Запомните, давать негативную обратную связь всегда тяжело и неприятно. С этим ничего нельзя поделать. Но правильно организованная критика поможет вам избежать будущих конфликтов, укрепит взаимное понимание и доверие с критикуемым. Это – как сдача экзамена. Если мы хорошо подготовились и с блеском сдали экзамен, какое наслаждение и удовлетворение мы испытываем в результате!

С уважением,

Ирина Толмачева

Бесплатная подписка по e-mail

«Мымра, или как давать негативную обратную связь» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.