Когда я слышу, что кто-то говорит: «Жизнь тяжела», мне хочется спросить «По сравнению с чем?».

Сидней Харрис

+7 (495) 776 35 29

Матрица БКГ

Рубрика: Блог,Статьи

Матрица БКГ, она же Бостонская матрица, — это неформальный маркетинговый инструмент, используемый для управления продуктовым портфелем. Она помогает классифицировать все имеющиеся у компании продукты с точки зрения их текущей прибыльности и потенциала на будущее.

BOSTON MATRIXСозданная в начале 70-х годов прошлого века лидером управленческого консалтинга Бостонской консалтинговой группой, матрица БКГ быстро завоевала сердца и умы маркетологов. Она проста и наглядна. Она позволяет систематизировать продуктовый портфель на основании всего двух критериев:

  • динамики роста сегмента рынка;
  • доли рынка данного продукта относительно его конкурентов.

Первый параметр позволяет оценить перспективы и привлекательность рынка, а второй параметр – привлекательность и прибыльность самой продукции.

Как устроена матрица БКГ?

Все товары или подразделения компании можно классифицировать, разделив их на четыре группы.

Собаки

Продукты с низкой долей, представленные в сужающемся сегменте рынка могут лишь пожирать денежные ресурсы, а не генерировать их. У них нет ни настоящего, ни будущего.

Дойные коровы

Значительная доля рынка, но сам сегмент рынка уменьшается. Товар или подразделение приносит замечательные прибыли, которые в перспективе не будут расти из-за сужения самого рынка.

Вопросы или проблемные дети

Перспективный, растущий сегмент рынка. Но сам проблемный ребенок пока не приносит прибыли, потому что его доля очень мала. Почему знак вопроса? Потому что пока не ясно, как будут развиваться события. Проблемный ребенок может вырасти в «звезду», если удастся увеличить его долю рынка. Но может превратиться и в «собаку», если доля рынка долго не будет расти, а сам сегмент рынка с годами потеряет актуальность и начнет сужаться.

Звезды

Большая доля растущего перспективного рынка! Мечта любого маркетолога. У такой звезды есть и настоящее, и будущее.

Как пользоваться матрицей БКГ?

Обычно жизненный цикл продукта или бизнеса начинается со стадии «вопроса» («проблемного ребенка»). Со временем он вырастает и превращается в звезду. Но рынок развивается и видоизменяется, что приводит к замедлению темпов роста более старого направления в бизнесе. Он превращается в «дойную корову» и заканчивает свой жизненный цикл «собакой». Цель матрицы БКГ помочь компании определиться, какие из ее подразделений и продуктов следует сохранять, в какие надо увеличивать инвестиции, а от каких стоит избавляться. Матрица БКГ предлагает использовать четыре базовые стратегии:

  • увеличивать долю рынка, что предполагает активные инвестиции (для «звезд» и, возможно, «вопросов»);
  • сохранять статус кво (для «дойных коров» и, возможно, «собак»);
  • пожинать плоды предыдущих усилий, уменьшая инвестиции и тем самым максимально увеличивая прибыльность (для «дойных коров» и, возможно, «собак»);
  • удалять ненужное, то есть «собак», чтобы инвестировать высвободившиеся ресурсы в «вопросы» и «звезд».

Таким образом компания может составить для себя четкое представление о том, в какие товары или подразделения следует инвестировать финансовые ресурсы, время и усилия.

По материалам Оксфордской лаборатории обучения

Бесплатная подписка по e-mail

«Матрица БКГ» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.