Не ошибается только тот, кто ничего не делает

Теодор Рузвельт

+7 (495) 776 35 29

Ключевые Показатели Эффективности, или как измерить успех

Данная рассылка рассказывает об одном из базовых управленческих инструментов – о КПЭ (KPI). На первый взгляд простой инструмент при неумелом использовании может серьезно снизить эффективность компании, а при умелом использовании – принести большие прибыли.

Один гуру менеджмента сказал: добиться успеха можно лишь в том, что можно измерить. И действительно, как узнать, насколько хорошо работает компания, отдел или Вы лично, не имея системы координат, четко поставленных количественных целей?! Но бывает так:  и цели поставлены, и критерии успеха определены и успешно достигнуты, а проделанная работа оказывается неэффективной или вообще бесполезной. Причина подобной проблемы чаще всего кроется в неумелом использовании Ключевых Показателей Эффективности.

Давайте проиллюстрируем это утверждение упрощенным примером. Некая компания занимается перевозкой стекольной продукции. Для оценки эффективности работы водителей, а также для их мотивации, необходимо разработать КПЭ компании. Если директор примет за КПЭ скорость перевозки груза, то его компанию ждет разорение. Водители будут гонять как сумасшедшие, доставляя клиентам осколки стекольной продукции. Скорее всего, КПЭ данной компании должен быть процент боя продукции по дороге.

Как часто в торговых компаниях, где основным КПЭ приняты объемы продаж, менеджеры изыскивают всевозможные пути предоставить покупателям скрытые скидки с цены или дополнительные отсрочки, чтобы продать как можно больше товара. В результате, при высоких оборотах, компания с трудом сводит концы с концами – у нее низкая прибыльность и высокая дебиторка.

Многие показатели работы компании можно измерить, но это не означает, что их надо объявлять КПЭ компании. Выбирая для своей компании или подразделения Ключевые Показатели Эффективности, руководителям стоит сузить их круг до небольшого числа жизненно важных  для решения стратегических задач компании показателей. Оптимально иметь 3-4 КПЭ. При этом КПЭ для различных подразделений могут различаться. Или общее КПЭ может наполняться различным конкретным содержанием для разных подразделений. Например, КПЭ «повысить уровень обслуживания клиентов» для производства будет означать «уменьшить процент брака», а для отдела продаж по телефону «количество минут ожидания на линии до ответа оператора».

Однако верно подобранные КПЭ – это всего половина пути. Очень важно грамотно сформулировать и поставить сотрудникам задачи по КПЭ.

Пример неграмотного КПЭ:

Название КПЭ: увеличить продажи.

Подробное определение КПЭ: ежемесячное изменение объема продаж.

Система измерения КПЭ: общие продажи регионального подразделения за месяц.

Цель постановки КПЭ:  ежемесячное увеличение продаж.

Что же сделано не правильно при постановке данного КПЭ? Дело в том, что она не дает ответы на следующие вопросы: Речь идет об увеличении продаж в деньгах или штуках? Речь идет об увеличении продаж с учетом всех скидок или без? Речь идет о полученных деньгах или об отгруженном товаре? Насколько в процентах мы хотим увеличивать продажи ежемесячно?

Пример грамотного КПЭ:

Название КПЭ: Текучка кадров

Подробное определение КПЭ: Текучка кадров равняется числу уволившихся по любым причинам сотрудников плюс число уволенных сотрудников в течение года, поделенное на общее число сотрудников на начало года. Сотрудники, попавшие под сокращение, не включаются в расчеты.

Система измерения КПЭ: Отдел кадров имеет записи о дате приема на работу и увольнения каждого сотрудника. Сотрудники Отдела Кадров ежемесячно должны вносить данные из личных карточек сотрудников в соответствующую базу данных, сохраняемую на сервере компании.

Цель: Снижение текучки кадров на 5% в год.

Теперь, когда мы научились грамотно ставить КПЭ, давайте ответим на вопрос: как эти КПЭ максимально эффективно использовать? Задача руководителей – довести информацию о КПЭ компании или подразделения до каждого сотрудника. При этом не обязательно ставить в зависимость от КПЭ премиальное вознаграждение. Существует масса нематериальных мотиваторов. Информацию о ходе выполнения планов КПЭ можно развесить на стенах компании, публично хвалить сотрудников, способствовавших  достижению КПЭ и т.д.

Давайте потренируемся!

С таким же успехом каждый из Вас может создавать свои собственные КПЭ для достижения максимальной личной эффективности. Подумайте, каковы 2-3 КПЭ, жизненно важные для Вас лично, которые помогут повысить Вашу личную эффективность? Поставьте себе планы по данным КПЭ на ближайший месяц.

Удачи Вам!

Бесплатная подписка по e-mail

«Ключевые Показатели Эффективности, или как измерить успех» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.