Когда я слышу, что кто-то говорит: «Жизнь тяжела», мне хочется спросить «По сравнению с чем?».

Сидней Харрис

+7 (495) 776 35 29

Шесть думающих шляп, или как решить неразрешимую задачу

Рубрика: Статьи

 

Посмотрите на картинку справа. Кого вы на ней видите? Не торопитесь читать дальше, присмотритесь.

Эта картинка обычно используется на тренингах для иллюстрации субъективности нашего мышления. Половина группы, рассматривая это изображение, видит молодую женщину, а половина — старую, участники начинают спорить и сердиться друг на друга! Ведь обычно мы выбираем определенный ракурс взгляда на проблему или задачу и считаем свою точку зрения единственно правильной, что часто делает эту проблему или задачу неразрешимой для нас.

Но как взглянуть на вопрос под другим углом зрения? Сколько существует возможных ракурсов и что это за точки зрения? На все эти вопросы отвечает потрясающий инструмент руководства процессом собственного мышления Эдварда де Боно, который называется «Шесть думающих шляп» (Six thinking hats). Он поможет вам принимать более эффективные решения благодаря отходу от привычного образа мыслей, взглянуть на проблему с разных сторон и заметить возможности, которые вы иначе бы не смогли заметить.

Эдвард де Боно – общепризнанный мировой лидер в области обучения процессу думания как навыку, он написал 62 книги, которые были переведены на 37 языков (кроме русского : ).

Многие успешные люди очень рационально подходят к принятию решений, что, собственно, и делает их такими успешными. Но часто они упускают эмоциональную составляющую проблемы, игнорируют свое шестое чувство. Позитивно настроенный человек может закрывать глаза на возможные осложнения в ходе выполнения задачи, а крайне осторожный человек, наоборот, может избегать креативного подхода к решению задач, саботировать перемены. И каждый из этих людей в какой-то момент может оказаться правым, а в чем-то может ошибиться. Так почему бы не перемерить шляпы всех этих людей и не посмотреть на вопрос со всех точек зрения!

Эдвард де Боно предлагает в процессе принятия решения последовательно примерять шесть следующих шляп:

Белая шляпа – факты и информация. Примеривая эту шляпу, вы спрашиваете себя: Какими фактами я обладаю? Какая объективная информация имеется по этому вопросу?

Пример:

  • Продажи данного продукта в 2009 году составили 20 миллионов рублей.
  • Статистические данные, которыми мы располагаем, были собраны три года назад.

Красная шляпа – чувства и эмоции. Что вам подсказывает ваша интуиция? Какое решение проблемы вам более всего нравится? Что вас напрягает?

Пример:

  • Я не уверен, что это сработает.
  • Я в бешенстве, что мы запустили этот вопрос до такой степени!

Черная шляпа – критическая оценка ситуации. Что может пойти не по плану при решении этого вопроса? Какие проблемы возникли и могут еще возникнуть?

Пример:

  • На этом рынке мы столкнемся с очень высоким уровнем конкуренции.
  • Есть опасность, что новый законодательный акт приведет к снижению нашей прибыльности.

Желтая шляпа – позитивный взгляд на проблему. Это – взгляд, противоположный черной шляпе, но при этом не бездумный оптимизм, а позитивный анализ ситуации. Какие возможности открываются перед вами? Какого наилучшего результата можно добиться в процессе решения возникшей проблемы?

Пример:

  • Это может сработать в таком-то секторе рынка.
  • Мы можем задействовать имеющиеся ресурсы из другой области нашей деятельности.

Зеленая шляпа – новые идеи, креативность. Эта шляпа предлагает раскрепостить свое сознание и генерировать самые безумные и провокационные идеи. Идеи здесь высказываются для дальнейшей работы с ними, а не для формирования своего окончательного мнения.

Пример:

  • А что если предоставить эту услугу бесплатно?
  • А что если использовать такое-то новейшее оборудование?

Синяя шляпа – полная картина, комплексный взгляд на вопрос. Эту шляпу следует одевать в самом начале и в самом конце размышлений над вопросом: для постановки задачи, для составления плана мыслительного процесса, для оценки всех наработанных версий и идей. Если с различными шляпами работает группа сотрудников, то синюю шляпу одевает ведущий.

Пример:

  • Что ж, пора переходить к желтой шляпе.
  • Наверное, стоит пересмотреть задачу, поставленную изначально.

Существуют различные методики использования шести думающих шляп, методики индивидуальной и групповой работы с ними. Давайте посмотрим одну из методик на конкретном примере.

Руководство поставило перед отделом очень трудную и амбициозную задачу. Начальник отдела собирает своих сотрудников для обсуждения путей решения поставленной задачи.

Шаг 1. Начальник отдела рассказывает о поставленной задаче и сообщает группе всю имеющуюся объективную информацию: сроки, бюджет, ресурсы, опыт конкурентов (белая шляпа).

Шаг 2. Начальник предлагает сотрудникам излагать любые самые безумные идеи и записывает их на доске или листе бумаги (зеленая шляпа).

Шаг 3. Все собравшиеся оценивают набросанные идеи как с критической точки зрения, так и с точки зрения разумного зерна и потенциала (черная и желтая шляпы).

Шаг 4. Начальник высказывает свои ощущения по поводу возникших идей и предлагает сотрудникам высказать свои чувства на уровне «нравится – не нравится» и «нутром чую» (красная шляпа).

Шаг 5. Руководитель резюмирует обсуждавшиеся идеи и подводит итоги собрания.

Возможно использование шляп и в другой последовательности, наиболее соответствующей возникшей проблеме или рабочему моменту. Например, если вы зашли в тупик в решении какой-либо задачи, у вас опускаются руки и вас захлестывают негативные эмоции, сделайте следующее. Сначала достаньте красную шляпу и выпустите весь пар по поводу «этой чертовой задачи», а затем  «наденьте» синюю шляпу,  чтобы четко сформулировать свою задачу и критерии успеха в письменном виде. Далее – белая, зеленая, черная и желтая шляпы для поиска и оценки путей решения проблемы. Обязательно в конце работы «надевайте» синюю шляпу для суммирования результатов и определения последующих шагов.

Когда в вашем рабочем коллективе возникает спонтанная горячая дискуссия по какому-либо вопросу, задумайтесь, какие шляпы «надели» вы и каждый из участников спора. Чаще всего в такой ситуации вы увидите только черные и красные головные уборы. А какой шляпы более всего не хватает? «Наденьте» недостающую шляпу, и вы поможете собравшимся найти оптимальное решение.

 

Давайте потренируемся.

Вспомните какую-нибудь проблему, с которой вам пришлось столкнуться в последнее время, и рассмотрите ее, мысленно надевая каждую из шести шляп в изложенной выше последовательности.

Бесплатная подписка по e-mail

«Шесть думающих шляп, или как решить неразрешимую задачу» — всего один комментарий

  • Образные названия хорошо помогают в понимании и продвижении инструмента. Где-то у меня возникли ассоциации со swot-анализом, но это конечно другое. Может и пригодится

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.