Когда я слышу, что кто-то говорит: «Жизнь тяжела», мне хочется спросить «По сравнению с чем?».

Сидней Харрис

+7 (495) 776 35 29

Эмоциональный интеллект в бизнесе

Рубрика: Блог,Статьи

Эта статья – продолжение двух предыдущих статей об Эмоциональном интеллекте, который современная наука считает ключевым фактором успеха в работе и личной жизни. В предыдущих статьях мы уже приводили советы Дэниеля Гоулмана, самого известного эксперта в этой области. Сегодня мы познакомимся с выдержками из его недавно переведенной на русский язык книги «Эмоциональный интеллект в бизнесе»[1].

Зачем изучать эмоциональный интеллект?

Гоулман утверждает: «Правила работы все время меняются. Теперь о нас судят по новым критериям, ориентируясь не только на то, насколько хорошо и быстро мы соображаем или на уровень нашей профессиональной подготовки и эрудиции. В расчет принимается и то, в какой степени мы владеем собой и ладим с другими. Этот критерий становится чуть ли не главным, когда приходится решать, кого уволить, а кого нет; кого с легкой душой отпустить, а кого обязательно удержать; кого оставить на нынешней позиции, а кого продвинуть».

Выводы и советы, приведенные Гоулманом в книге, базируются на многочисленных исследованиях, проводившихся в нескольких странах. «Результаты (этих исследований — И.Т,) всех ошеломили: оказалось, что в процессе талантливого выполнения задания коэффициент умственного развития занял второе место после эмоционального интеллекта».

То есть, знаменитое IQ, которое с начала двадцатого века считалось единственным мерилом интеллекта человека, теперь оказалось лишь вторым по важности критерием оценки этого самого интеллекта. Оказывается, ум и интеллект – это не одно и то же. Интеллект может быть и эмоциональным, а не только мыслительным.

Так какой из двух интеллектов наиболее востребован работодателями сегодня?

«Исследование, проведенное среди американских работодателей, показывает:

  • Более чем у половины их наемных работников отсутствует мотивация к продолжению обучения и профессиональному совершенствованию.
  • Четверо из десяти не способны работать в сотрудничестве с коллегами,
  • и только 19 процентов подающих заявление о приеме на перспективную работу демонстрируют наличие достаточной внутренней дисциплины.

При написании книги я изучил отчет о национальном исследовании, которое проводилось среди работодателей с целью изучить, чего они ждут от потенциальных работников на стадии собеседо-

вания. В этом отчете говорится, что конкретная техническая квалификация в настоящее время менее важна, чем способность учиться на рабочем месте. Продолжение списка требований работодателей выглядит таким образом.

• Умение слушать и искусство устного общения.

• Приспособляемость и творческая реакция на препятствия и неудачи.

• Личное умение справляться с работой, уверенность, мотивация для достижения целей, потребность делать карьеру и гордиться своими успехами.

• Эффективность группового и межличностного взаимодействия, взаимопомощь и коллективная работа, умение устранять разногласия путем переговоров.

• Эффективность работы в организации, стремление внести свой вклад, потенциал лидера».

Обратите внимание, все перечисленные качества – это навыки эмоционального интеллекта!

 

Самые распространенные заблуждения, связанные с эмоциональным интеллектом

Прежде всего, давайте определимся с тем, чем эмоциональный интеллект не является. Гоулман выделяет две самые распространенные ошибки:

«Во-первых, эмоциональный интеллект не подразумевает скромность и тактичность. В определенные стратегические моменты, возможно, придется быть человеком не «любезным», прямо обрушивающим на собеседников нелицеприятную, но очевидную правду, знания которой они избегали.

Во-вторых, эмоциональный интеллект вовсе не предполагает, что можно то и дело давать волю чувствам, а попросту говоря — распоясываться. Наоборот, он означает умение управлять своими чувствами таким образом, чтобы выражать их в подходящий моменти с пользой, давая людям возможность спокойно работать вместе для достижения общих целей».

 

Эмпатия  — ключевая профессиональная способность, основанные на эмоциональном интеллекте, позволяющие добиваться «звездных» результатов

Мы с вами разобрались, что не въодит в понятие эмоционального интеллекта. Теперь давайте посмотрим, что является его ключевой составляющей.

Эмпатия по Гоулману – это: «Эмпатия как минимум требует способности расшифровывать эмоции других; как максимум подразумевает восприятие и реагирование на глубоко скрытые, не высказанные словами заботы или эмоции. На высшем уровне развития эмпатия — это понимание проблем или тревог, стоящих за переживаниями другого человека».

Тонкая настройка – один из важнейших элементов эмпатии.

Вот как Гоулбан объясняет эту способность: «У нас работала женщина, которая могла разогнать всех присутствовавших в комнате за считаные минуты, — рассказал мне директор

по маркетингу калифорнийской фирмы по обработке и продаже обучающего программного обеспечения. — У нее не было привычки сначала послушать, а затем присоединиться к разговору. Она с ходу разражалась монологом — какой-нибудь жалобой или критической

тирадой, которые не имели ничего общего с темой беседы, — и трещала без умолку, не обращая внимания на то, что все вокруг уже зевают от скуки. Она явно не умела вовремя остановиться. Ну ничего не понимала.

Бесконфликтность любого социального взаимодействия в огром ной степени зависит от самопроизвольной подгонки к ритму собеседника. Когда двое людей начинают разговаривать друг с другом, они тотчас же вступают в тонкую игру создания ритмической гармонии, синхронизирующей их движения и позы, высоту тона их голосов, скорость речи и даже продолжительность пауз между тем моментами, когда один человек заканчивает говорить, а другой начинает отвечать».

 

Резюмируя разговор об эмпатии, Гоулман сводит ее к трем ключевым навыкам.

«Люди, обладающие этой компетенцией:

• внимательны к внешним эмоциональным сигналам и хо-

рошо умеют слушать;

• проявляют чуткость и понимают точку зрения других

людей ;

• выручают окружающих, основываясь на понимании их

потребностей и чувств».

 

Подробнее об эмпатии читайте здесь.

 

Совершенствуйте свой эмоциональный интеллект и его ключевую компетенцию – эмпатию -, и вы всегда будете считаться ценным и востребованным сотрудником.

Комикс-фильм «Эмоциональный интеллект»

 


[1] Дэниел Гоулман, Эмоциональный интеллект в бизнесе, Москва, 2013, Манн, Иванов и Фербер, с.85

Бесплатная подписка по e-mail

«Эмоциональный интеллект в бизнесе» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.