Успех – это наука. Если создать условия, получишь результат

Оскар Уайлд

+7 (495) 776 35 29

Эмоциональный интеллект 2

Рубрика: Блог,Статьи

В прошлой статье мы выяснили, что в 80-е годы прошлого века психологи нашли объяснение тому парадоксу, что высокому уровню интеллекта далеко не всегда сопутствует успех в работе и жизни. Оказывается, успех более чем наполовину зависит не от умственного, а от эмоционального интеллекта. Его также называют эмоциональной компетентностью, EQ, EI. В этой статье мы изучим практические советы экспертов и психологов, как развивать свой эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех базовых компетенций:

  • Самосознание – это понимание себя, своих эмоций, причины их возникновения, продолжительности и интенсивности своих эмоциональных всплесков.
  •  Управление собой – это самоконтроль в эмоциональной области, тренировка навыков контроля своих эмоций. При этом не обязательно их подавления, но управления ими в своих интересах. Ведь ситуации бывают разные: иногда эмоции надо канализировать в безопасное русло, а иногда эмоции полезно вызвать или симулировать.
  • Понимание других – это внимательное отношение к эмоциональному контексту общения, понимание причин и последствий эмоций других людей.
  • Управление отношениями – в данном контексте это управление эмоциями других людей.

Давайте посмотрим, как мы можем развивать каждую из этих компетенций.

Компетенция Инструмент ее развития Примеры
Самосознание Развивайте эмоциональную грамотность. Вместо того, чтобы вещать негативные ярлыки на обстоятельства или других людей, находите названия своим чувствам. Вместо «Ты ведешь машину как идиот» скажите «Мне страшно». Вместо «Какая дурацкая ситуация» — «Мне неловко и не комфортно».
Научитесь отличать мысли от чувств. Мысли основываются на фактах, а чувства – на субъективных ощущениях. Вместо «Нутром чую, из этого ничего не выйдет» приучите себя констатировать: «Я испытываю страх перед неизвестным».
Берите на себя ответственность за свои чувства. Это открывает дверь для работы с ними. Вместо «Ты выводишь меня из себя» научитесь говорить: «Я выхожу из себя, общаясь с тобою».
Узнайте свои сильные и слабые стороны. Вы можете пройти тестирование по одной из поведенческих типологий. Упрощенный бесплатный тест вы найдете здесь.
Научитесь диагностировать приближение стресса. Например, ощущение крайней важности выполняемой работы может быть сигналом. Другие характеристики состояния стресса описаны в нашем бесплатном тесте «Ваш уровень стресса».
Управление собой Проявляйте инициативу при выполнении задач, где нужны сильные стороны вашей личности. Избегайте задач, где успех зависит от того, в чем вы не сильны. Если вы замечательно умеете анализировать цифры и данные, предложите начальнику помощь в подготовке его отчетности. Если вам легко располагать к себе людей, вызовитесь съездить к разозленному клиенту.
Используйте ваши чувства для постановки и выполнения задач. Как мы отмечали в статье про самомотивацию, если цель не вдохновляет, она вряд ли будет реализована.
Делайте паузы. Между событием и вашей реакцией на него обязательно должен быть временной промежуток, в разных ситуациях разной продолжительности. Прежде, чем ответить на обидную реплику, сосчитайте до трех. Прежде, чем принять предложение о работе, подумайте хотя бы до утра.
Трансформируйте и канализируйте свои эмоции. Подавлять эмоции бесполезно, но их можно преображать и направлять в полезное русло. Превращайте злость в «здоровую» злость, то есть в дополнительный источник энергии. Вместо того, чтобы сорвать раздражение на близких, пробегитесь или пройдитесь на улице. И раздражение уйдет, и фигура  улучшится.
Анализируйте ситуацию. В нашем мозге правое полушарие отвечает за эмоции, а левое – за логику. Вместе оба полушария работать не могут, они работают поочередно. Поэтому, если вы включаете анализ и логику, эмоции гаснут, отходят на второй план.
Используйте рефрейминг Эта техника подробно описана в статье «Успех и позитивное мышление».
Понимание других Спрашивайте людей, что они чувствуют, а не только что они думают. Потому что их чувства влияют на их действия больше, чем их мысли. «Как тебе нравится этот вариант?»«Какие ощущения остались после собрания?»«Как настроение в связи с началом нового проекта?»
Используйте знания типологии личности для понимания сильных и слабых сторон других людей, их мотивации и раздражителей. Полезные статьи на сайте:Модели поведения, или юмор, созданный много лет назадМодель индивидуальных различий DISC
Используйте Активное слушание. Прочитайте статью Активное слушание – ключевое условие эффективного общения
Читайте язык тела собеседников. Прочитайте статьи: Психология жестов, Язык тела, Технологии эффективного общения.
Управление отношениями Практикуйте эмпатию. Эмпатия – это умение настроиться на чувства других, понять, посочувствовать. Статья про эмпатию.
Оценивайте, как ваши действия повлияют на чувства окружающих. Если ваши действия, даже и правильные, могут вызвать негативную реакцию заинтересованных лиц, они будут саботированы, а вы наживете врагов.
Контролируйте эмоции других за счет контроля собственных эмоций. Не запускайте «снежную лавину». Сослуживцы расстроены из-за смены начальника, заводят друг друга, предполагая худшее в отношении нового босса. Разрядите атмосферу: пошутите, переведите разговор на другую интересную тему, предложите пойти выпить кофе.

 

 

И в заключении — совет Даниэля Гоулмана, психолога, публициста и автора наиболее читаемых книг на тему эмоционального интеллекта: «Компетенциям эмоционального интеллекта можно научиться – их можно улучшить в любом возрасте.  Но сначала вам надо захотеть это сделать. Спросите себя, действительно ли это вам нужно. Затем вам потребуется хорошо структурированная программа обучения, частью которой, например, должно быть четкое понимание того, что вы хотите улучшить, закрепление каких поведенческих практик поможет вам развить нужные компетенции».

Комикс-фильм «Эмоциональный интеллект»

Бесплатная подписка по e-mail

«Эмоциональный интеллект 2» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.