Всегда помните, что ваша уверенность в успехе более важна, чем что-либо иное

Авраам Линкольн

+7 (495) 776 35 29

Диаграмма Рыбьи Кости инструмент принятия решения

Рубрика: Блог,Статьи

В прошлой статье мы познакомились с простым и эффективным инструментом принятия решений – методом Пять «почему», придуманным японскими менеджерами в середине прошлого века. Тогда же они изобрели и еще один не менее простой и эффективный инструмент принятия решения – гадание на рыбьих костях, то есть диаграмму Рыбьи Кости.

fish-bone-for-sophie-hiДиаграмма «причина-следстие», которая также называется диаграмма Рыбьи Кости, была изобретена Каори Ишикавой (Kaoru Ishikawa) в 60-х годах прошлого века.

Какую пользу диаграмма «рыбьи кости» может вам принести?

Она:

  • позволяет наглядно отобразить структуру проблемы;
  • помогает определить все возможные причины возникшей проблемы;
  • показывает, какую информацию необходимо собрать;
  • за счет структурного анализа позволяет определить ключевую причину возникшей проблемы.

Что из себя представляет данная диаграмма Рыбьи Кости и как ею пользоваться?

Давайте, опять же, рассмотрим использование диаграммы Рыбьи Кости на реальном примере, которым поделился со мной известный бизнес тренер Андрей Браткин. Несколько лет назад на одном из крупнейших в России пивоваренных заводов произошло ЧП: отдел контроля качества забраковал огромную партию готового пива. Это создало не только финансовую проблему для завода, но еще и серьезную проблему по утилизации бракованного продукта (куда это все слить, не подорвав экологию). Поэтому для руководства завода было очень важно определить истинную причину брака, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Давайте вместе с руководством завода проанализируем эту проблему при помощи диаграммы Рыбьи Кости.

Шаг 1. Необходимо четко сформулировать «следствие» (проблему), причину которого мы собираемся искать. В данном случае это: «анализ партии пива не соответствует требованиям качества», или коротко «качество пива».

Шаг 2. Записываем «следствие», обводим его рамкой в форме головы рыбы и проводим линию «позвоночника» рыбы. См. рис.ниже.

 fish01

Шаг 3. Составляем список возможных причин. Для каждой из них пририсовываем к позвоночнику кость. Для этого можно воспользоваться стандартными наборами «костей», разработанными маркетологами для различных целей (4P, 8P*, 4S** и др.). Самый известный набор «костей» – 4P (Product (продукт), Price (цена), Place (место продажи), Promotion (мероприятия по продвижению товара)). В данном случае мы используем набор под названием «6М» (Machine (оборудование), Method (технологии), Materials (сырье), Maintenance (тех.обслуживание), Man (люди) and Mother Nature (природные факторы), предназначенный для анализа проблем в производственных компаниях. См. рис. ниже.

fish02

Шаг 4. Сбор релевантной информации по каждой из возможных причин, анализ этих причин и определение ключевой причины.

В случае с пивным заводом был проведен тщательный анализ оборудования (все исправно), технологии производства пива (никаких нарушений), сырья (никаких отклонений от нормы), обслуживания оборудования (все в порядке), внешних факторов (никакого форс мажора). И, когда очередь дошла до анализа человеческого фактора, выяснилось, что анализ этой партии пива делал новый сотрудник отдела контроля качества. Это было его первое самостоятельное задание. Тогда более опытный сотрудник сделал повторный тест данной партии пива. Повторный тест не выявил никаких отклонений от стандарта качества.

Шаг 5. Действия по устранению обнаруженной ключевой причины.

В данном случае, очевидно, руководству завода следует больше внимания уделять процессу обучения и тестирования навыков новых сотрудников.

Надеюсь, что следующий раз, когда  у вас возникнет производственная проблема, и все остальные сотрудники будут бегать вокруг вас и кричать, размахивая руками, вы спокойно возьмете в руки лист бумаги и ручку и начнете рисовать диаграмму Рыбьи Кости.

* Этот «набор костей» более всего подходит для анализа управленческих проблем. Он включает: Price (цена), Promotion (мероприятия по продвижению товара), People (люди), Processes (процессы), Place / Plant (места продажи или завод), Policies (корпоративная политика), Procedures (процедуры, процесс работы), and Product (продукт).

** Этот «набор костей» более всего подходит для сферы услуг. Он включает: Surroundings (внешние факторы), Suppliers (поставщики), Systems (системы, структура), Skills (навыки).

 

Бесплатная подписка по e-mail

«Диаграмма Рыбьи Кости инструмент принятия решения» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.