Когда я слышу, что кто-то говорит: «Жизнь тяжела», мне хочется спросить «По сравнению с чем?».

Сидней Харрис

+7 (495) 776 35 29

Анализ и синтез или как решать инновационные задачи

Рубрика: Блог,Статьи

Ученые сходятся во мнении, что одним из главных качеств, отличающих человека от животного, является способность к анализу и синтезу. Следовательно, развивая эту способность, мы сможем решать задачи более осмысленно, реже ошибаться. Так что же это за такие важные способности человека разумного? Откуда они взялись и как их развивать? Объяснения Дэна Роама и модель Kaiser-IDEO.

Что такое анализ и синтез – может объяснить каждый. Анализ – это разложение исследуемого объекта или явления на составные части. Синтез – процесс соединения разрозненных вещей или понятий в единое целое. Все понятно и не понятно одновременно, не правда ли? Понятно, что можно что угодно разломать, как ребенок игрушку, и даже попытаться склеить все обратно. Не понятно, зачем это надо, почему даже дети этим инстинктивно занимаются, и как это грамотно, а не интуитивно, делать.

Поэтому давайте начнем разбираться с этими базовыми функциями человеческого мышления с самого начала – с каменного века.

Два способа человеческого мышления

Дэн Роам, автор книги «Бла-бла-бла, или что делать, когда слова не работают», объясняет возникновение у человека способности к анализу и синтезу следующим образом:

«На протяжении всей истории человеческого развития наша способность думать развивалась одновременно в двух различных направлениях. Первое предполагало изучение мира как множества мелких составляющих, тогда как второе — взгляд на мир как единое целое».

Первый способ мышления позволял нам с древних времен концентрировать внимание на отдельных деталях. Например, древнему охотнику – на своей потенциальной добыче. Но если бы этот охотник видел только, скажем, кролика, он мог не заметить, как сзади к нему подкрадывается саблезубый тигр. Поэтому наш мозг веками вырабатывал способность видеть картину в целом, так называемую «большую картину», замечать малозаметные изменения.

Однако в процессе эволюции эти две функции головного мозга настолько усложнились, что потребовалось развести их по разным участкам головного мозга. С какого-то момента за внимание к деталям стало отвечать левое полушарие, а за видение картины в целом – правое.

Как говорит невролог Джон Медина в своей книге «Brain Rules» («Правила мозга»), «мозг можно условно разделить на два полушария с неравномерно распределенными функциями». Хотя оба полушария и объединяли большинство функций, они все же специализировались (причем множеством способов) на поддержании либо целостного, либо частичного виˊдения.

Оказывается, наша способность к анализу и синтезу напрямую связана с разделением функций между левым и правым полушариями. А как мы знаем, у некоторых людей лучше развита работа левого полушария («аналитики»), а у кого-то – правого («творческие личности»). Конечно же, приведенные в скобках определения условны, поэтому они обрамлены кавычками.

Дэн Роам поясняет: «Баланс в целом стабилен. Так как в процессе развития наш мозг понимал, что для него одинаково опасно концентрироваться на деталях, забывая об общей картине, или, напротив, думать только об общей картине, он инстинктивно противостоял любым попыткам нарушить баланс».

Однако бывают случаи, когда баланс нарушается. Иногда мы слишком глубоко зарываемся в детали, подробности, крючкотворство. Стараясь глубоко разобраться с задаче, мы забываем, что ничто не существует в вакууме, на решение вопроса влияет большое количество внешних факторов.

Но и взгляд на все вопросы с высоты птичьего полета тоже не оптимален. «Большую картину», безусловно, надо видеть, но нельзя только ею ограничиваться. Часто изучение мелочей может полностью поменять понимание вопроса.

Так что, и первым, и вторым стоит совершенствовать свои навыки анализа и синтеза, чтобы стать более гармоничной личностью. Надеюсь, вам в этом поможет приведенная ниже модель.

 

Модель Кайзер-IDEO

Корпорация Кайзер в сотрудничестве с инновационным центром IDEO в 2004 году разработала наглядную модель, которая показывает, как грамотно пользоваться нашим врожденным навыком анализа и синтеза. Изначально она создавалась с целью описать процесс применения анализа и синтеза в дизайне. Однако она вполне применима к любым другим областям человеческой деятельности.

 

Эта модель организована в форме матрицы два на два. Левые сектора представляют процесс анализа, правые – синтеза. Нижние сектора – область реальности, существующих объектов, явлений и концепций. Верхние сектора – абстрактная область, то, что мы воображаем и обсуждаем.

Путь инновационного мышления пролегает от нижнего левого угла через верхние сектора к нижнему правому. В результате этого пути рождается новая модель, продукт, стратегия, что угодно.

Эта четырехфазная модель позволяет системно применять навыки анализа и синтеза. Она объясняет, когда и как мы переходим от анализа к синтезу.

Приведенная ниже инновационная модель Виджая Кумара может служить примером, объясняющим, как эта абстрактная модель мышления работает в бизнесе.

Удачи вам в совершенствовании навыков анализа и синтеза!

 

Бесплатная подписка по e-mail

«Анализ и синтез или как решать инновационные задачи» — ещё нет комментариев

Ваш комментарий

Поля отмеченные * нужно в любом случае заполнить. Пожалуйста, воспринимайте буквально текст «Блог или профиль в соц. сети», не оставляйте ссылки на интернет-магазины, коммерческие сайты и страницы, на которых нельзя познакомиться с вами и вашей деятельностью - такое творчество будет удалено. Это dofollow блог.